ДАНИИЛ СТРАХОВ:
"Терпеть не могу себя в плохих картинах"
Роли в спектаклях Сергея Голомазова "Петербург" и "Безотцовщина" принесли ему театральные премии и признание узкого круга профессионалов. Работа с Андреем Житинкиным заставила говорить о нем как о новой театральной звезде. Первые серии "Бедной Насти" сделали уже по-настоящему популярным: его стали узнавать на улицах, а билеты на спектакли с его участием резко подскочили в цене. Зритель любит красивых актеров. Его по-прежнему привлекает возможность сопереживания, и это сопереживание сильнее, если на экране герой, наделенный неординарной внешностью. А 27-летний Даниил СТРАХОВ не просто красив. В нем есть то, что раньше называли мужским грациозом. Чувствуются ум, темперамент, человеческая глубина. И потому его "отрыв" от коллег-ровесников представляется совсем не случайным...
- Если отталкиваться от вашей фактуры (что обычно и делают наши режиссеры), то вы пожизненно обречены играть героев-любовников. Это совпадает с вашими внутренними устремлениями, или ваши профессиональные желания лежат в другой плоскости?
- Сегодня типаж героя-любовника не востребован. Обратите внимание на молодых актеров - среди них нет ни одного героя-любовника. Во всяком случае, в кино. И если говорить про меня, то, снимаясь в разнообразных сериалах, я всегда играл, грубо говоря, не свои роли. Первая роль, которая стопроцентно отвечает моим психофизическим возможностям, - это роль Корфа в "Бедной Насте". Я не говорю сейчас об уровне материала. Я говорю про факт того, что это, наконец, состоялось. Причем Корф не является героем-любовником в чистом виде. В своей изначальной данности он, скорее, отрицательный персонаж. Но через собственные проблемы, раздумья и комплексы прорывающийся к чему-то доброму и светлому.
- Критика в отличие от зрителей красивых мужчин не жалует. Когда вы "дезертировали" в маньяки, вами двигало желание доказать всем, что театральная хохмочка "где не доиграем, там довыглядим" - это не про вас?
- Вы про спектакль "Вышка Чикатило"? Это было нормальное желание расширить границы собственного амплуа. Тем более что постановка имела фестивальный характер. Было интересно попробовать войти в профессию через такой "черный ход". Другой вопрос, получилось - не получилось. По большому счету, в Москве спектакль мало кто видел, но написали о нем почти все.
К сожалению, так происходит не только с этим спектаклем. Если говорить про творчество Андрея Житинкина, то многие журналисты уже давно не ходят на его постановки. Однако с легкостью пишут рецензии. После премьеры то ли "Калигулы", то ли "Портрета Дориана Грея", сейчас уже не помню, я специально залез в Интернет и, делая подборку статей, выделял курсивом абзацы, переписанные журналистами друг у друга. Было очень забавно... Правда, я не совсем понимаю, зачем тогда заниматься своей профессией, но это уже их дело.
- С Житинкиным связан существенный этап вашей биографии. Вы встретились с ним после двухлетнего периода безработицы. На что рассчитывали?
- Не скажу, что на тот момент мне было все равно, что играть и у кого играть. И если бы меня позвали, допустим, в театр Кирилла Ганина, я бы не пошел. А если бы меня позвал Петр Наумович Фоменко, ясно, в какую сторону направились бы мои стопы... Безусловно, возможность опять войти в профессию и играть в театре стояла на первом месте. Понимал ли я, что спектакли будут провокационны? Да, понимал. И то, что не буду играть их долго, тоже понимал.
- То есть с вашей стороны это все-таки был больше рекламный ход?
- Не думаю, что я был такой уж расчетливый и настолько с холодным носом подходил к этому делу... Вообще, если говорить про какие-то профессиональные ступени, которые уже пройдены в моей жизни, то они идут по двум направлениям. В театре это, с одной стороны, антикоммерческие спектакли Сергея Голомазова, с другой стороны, громкие и провокационные трактовки Андрея Житинкина. В кино можно противопоставить телевизионный роман "Бедная Настя" картине Андрея Андреевича Эшпая "Дети Арбата", которая пока еще не вышла, но, с моей точки зрения, является настоящим многосерийным художественным фильмом. Это понятие - МХТФ - утеряно, но пора его вернуть, поскольку в последнее время на "Мосфильме" создаются качественные многосерийные художественные картины, которые, я надеюсь, начнут воспитывать у зрителя вкус, на протяжении многих лет тем же самым телевидением у него старательно отбивавшийся.
- Интересно, совпало ли то, что вам предложили сыграть в "Детях Арбата", с тем, что вы хотели сами сыграть?
- Честно сказать, я хотел играть Сашу Панкратова. Но Андрей Андреевич утвердил меня на роль Юрия Шарока, а Сашу сыграл Женя Цыганов. Однако в процессе работы мы с Эшпаем кроили персонаж совершенно по другим лекалам, нежели те, которые прописаны в романе у Рыбакова. В книге это стопроцентный подонок и негодяй, такой "генетический злодей". Не знаю, что получится, об этом страшно и не нужно говорить сейчас, но мы выстраивали совершенно другой образ.
- Олег Табаков не устает повторять, что уверенность актеру придает только успех. А что такое успех в вашем понимании: восторг публики, уважение критики, профессиональная востребованность, собственное удовольствие от хорошо сделанной работы?..
- Скорее, это все-таки внутренняя ценность. Если я знаю, что сделал работу хорошо, то, по большому счету, мне будет неважно, что по этому поводу скажут журналисты. Серьезных критиков я пока не читал. Либо не те издания попадаются, либо просто не заслужил внимания с их стороны. И если говорить про некую серьезную работу, которая довольно быстро начала приносить мне удовольствие, то это, конечно, "Петербург". Спектакль, который, на мой взгляд, до сих пор остается самым интересным и самым глубоким в репертуаре Театра имени Гоголя. Именно на этом спектакле зал всегда заполнен до отказа.
Если же говорить про внешнюю, так сказать, фантикообразную историю, то это, наверное, "Портрет Дориана Грея". Всячески порицаемый журналистами, но, несмотря ни на что, как и все спектакли Житинкина, ломившийся от "своего" зрителя. Хотя как раз к этому успеху я отношусь гораздо более снисходительно. Не по отношению к зрителям снисходительно, а по отношению к самому факту происходившего. Я не предавался иллюзиям относительно того, насколько хорошо играл эту роль.
- Каким было ваше впечатление, когда вы в первый раз увидели себя на экране?
- Ужасным. И во второй раз ужасным, и в третий... С моей точки зрения, работать - не говорю "хорошо", но более или менее профессионально - я стал только в конце прошлого года. Все, что я делал на экране до этого, не является работой со знаком "плюс". Да и сейчас я регулярно опять вдруг скатываюсь в свое прежнее состояние бессилия.
- В актерской профессии есть две взаимоисключающие составляющие: необходимость постоянного тренинга, с одной стороны, и умение ждать, не размениваясь на совсем уж стыдные роли - с другой. Как вы решаете для себя это противоречие?
- В данный момент у меня нет таких проблем. На сегодняшний день работы даже больше, чем я могу выполнить, и я думаю только о том, как бы мне выспаться. Это тоже крайность, и в ней есть болезненность, о которой я раньше не догадывался. Существует депрессия, связанная с бездельем, безработицей и бесконечным самопогружением-самокопанием в себе, потому что у тебя для этого много времени и сил. А существует депрессия от переизбытка работы. Поэтому волею судеб моя избирательность в ролях, безусловно, повышается. Я уже могу (тьфу, тьфу, тьфу!) позволить себе от чего-то отказаться. Но всякий раз, когда это происходит, стараюсь не забывать о том, что все преходяще. Главное - не привыкать. Потому что как только привыкнешь, так тебя Господь сразу по башке и стукнет.
- Вы, как колобок, из Театра имени Гоголя ушли, из Театра имени Моссовета ушли, из Театра на Малой Бронной ушли... Высокое искусство ищете?
- Ну, наверное, ищу, да. Лучше все-таки искать, чем не искать...
- В одном из интервью вы сказали, что из искусства исчезло ощущение запретного. Но я не поняла, радует вас это или огорчает?
- Момент вседозволенности, который сегодня присутствует и на театральных подмостках, и в других сферах искусства, наверное, есть некая тенденция времени, от которой никуда не деться. Но, несмотря на то что внешне я распыляю себя на самые разные роли, внутри все равно существует желание "углубить, чем расширить"!.. Да, я пытался расширять свои возможности, играя Чикатило. Но это делалось совсем не для того, чтобы шокировать публику и показать, какой я молодец, посмотрите на меня, как я вас тут удивил.
- Что вы больше любите - кино или театр?
- И то и другое. Я терпеть не могу плохой театр. Я терпеть не могу плохое кино. И я терпеть не могу себя в плохом театре или в плохом кино.
- Будете продолжать отношения с театром?
- Я надеюсь. Но это не от меня одного зависит. Я же не могу прийти к режиссеру и сказать: "Хочу с вами работать". Должно произойти некое стечение обстоятельств, чтобы состоялся творческий контакт между театром и актером, который в данный момент находится вне этого театра.
- В каком кино вы больше хотите сниматься: в авторском или жанровом?
- Было бы смешно, если бы я ответил "в жанровом". Конечно, в авторском.
- Почему же смешно? Некоторые честно признаются, что высоколобые фильмы их не привлекают и они хотят работать именно в жанровом кинематографе.
- Нет, мне интереснее создавать что-то, что вызовет у зрителя, кроме удовольствия от приятно проведенного времени, еще и эмоции, связанные с "разумным, добрым и вечным"!
- Кто сегодня, по вашему внутреннему ощущению, является героем нашего времени: бандит, преуспевающий бизнесмен, упертый ученый или, может быть, офицер в "горячей точке"?..
- Мне сложно рассуждать на эту тему, поскольку я живу в Москве. А Москва - это замок в огромном государстве, и жизнь в нем не имеет никакого отношения к тому, что происходит за его стенами. Если говорить про героя нашего времени, безусловно, он живет где-то вне этого замка. И существует совершенно по другим законам.
Открытие сезона в Театре на Малой Бронной. Грядущая премьера спектакля "Портрет Дориана Грея".
5 августа 2001 года
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" режиссер Андрей Житинкин и актеры Олег Вавилов и Даниил Страхов.
Эфир ведет Алексей Венедиктов.
В беседе принимает участие Марина Багдасарян.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Сегодня на "Театральной площади" Театр на Малой Бронной: главный режиссер Андрей Житинкин, Олег Вавилов и юное дарование Даниил Страхов. Добрый день. Я хочу спросить Андрея, что называется с середины. В интервью Ольги Романовой во "Времени МН" Вы сказали, что победил Даниил Страхов. Что значит "победил"? Кого?
А.ЖИТИНКИН: Совершенно верно. Должен сказать, что я из тех режиссеров, которые считают, что в театре должна быть здоровая конкуренция. У нас было несколько исполнителей главной роли в "Портрете Дориана Грея", и затем был тендер, конкурс. Кстати, это не исключение. В спектакле "Лулу" репетируют тоже 3 актрисы, и пока у нас все хорошо - никто еще никого не отравил. Хотя я заметил, что наши актеры тоже стали меняться. Раньше наши актеры были более успокоенными. Я назову вам одну цифру, и вы упадете в обморок. Только в Нью-Йорке 80 тысяч безработных актеров по картотеке. Конечно, они не бедствуют, но все же.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы сами себе противоречите. Опять-таки в одном из интервью Вы говорили, что Вы не собираетесь брать актеров в засол то есть, нанимать их и не давать им роли. Можно ли считать конкуренцией то, что Олег Вавилов, который здесь присутствует, и Александр Домогаров в "Портере Дориана Грея" будут играть в очередь?
А.ЖИТИНКИН: Это вообще очень хорошо. Противоречия никакого нет, потому что остается концепция.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Мне как зрителю плевать на Вашу концепцию, я пришел смотреть один спектакль. А на какой спектакль я попаду? На Вавилова или на Домогарова? Это два разных спектакля.
М.БАГДАСАРЯН: Вы же не случайно говорите о том, что тендер выиграл Даниил Страхов? Вы же не случайно берете одного актера на роль Дориана Грея?
А.ЖИТИНКИН: Совершенно верно. Это ведь роль мирового репертуара, как Калигула, как Гамлет. Я вам даже больше скажу: Саша Домогаров мечтал о роли Дориана Грея, но он сейчас перешел уже в другое качество. Он будет играть Лорда Генри - гуру, духовного учителя и наставника Дориана Грея. Понятно, что Саша Домогаров уже не 20-летний молодой человек, и уже какие-то роли ушли. Но пришли другие, и это прекрасно. Я надеюсь, что он когда-нибудь сыграет у меня и Ричарда III, хотя здесь та же странная вещь, как с "Милым другом". Когда мне говорили, что Дюруа Домогаров не сыграет, или он не сыграет Нижинского, потому что он герой-любовник, но он не неврастеник, я заключил внутреннее пари и сказал, что это возможно. Сейчас вы знаете, что на "Нижинского" попасть нельзя. Он, кстати, получил единственную в России серебряную медаль Вацлава Нижинского это парижский фонд ЮНЕСКО. То есть, он стал в этом отношении безумно убедительным.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Может быть, тогда Олегу и не интересно играть в паре с Домогаровым?
О.ВАВИЛОВ: Вы знаете, очень интересно. Я не знаю, будет ли мне предложение Ричарда III от Андрея Альбертовича, но пока я репетирую Лорда Генри. Я надеюсь, что и Саша тоже будет. И мы будем друг друга поддерживать и друг другу помогать.
А.ЖИТИНКИН: Я вам скажу, что у меня очень, может быть, непопулярная позиция главного режиссера я всех своих артистов отпускаю сниматься.
М.БАГДАСАРЯН: Что значит "своих артистов"? С каких пор Домогаров актер Театра на Малой Бронной?
А.ЖИТИНКИН: У нас договоренность абсолютно дружеская. Сейчас ведь не современно постоянно работать в труппе. Сейчас огромное количество актеров работают по контрактам в совершенно разных труппах, и это замечательно. Вообще актерская эмиграция - это хорошо. А я отпускаю почему? Потому что, например, наш народный артист Олег Михайлович Вавилов безумно ангажирован, и я рад. Он без конца за рубежом, он играет огромные театральные проекты. И когда ездит Вавилов играет Домогаров, когда Домогаров в Польше снимается у Анджея Вайды играет Олег Вавилов. Это же прекрасно. Другое дело, что Страхову надо становиться популярным, хотя он сейчас тоже снимается во многих сериалах. Но мне кажется, что это такая роль, которая действительно делает человека на следующий день звездой.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Можно я спрошу Даниила? Сейчас звездой делает телевидение. Зачем Вам театр?
Д.СТРАХОВ: Это профессия. Если я буду сниматься только в кино, я потеряю профессию.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Почему?
Д.СТРАХОВ: Потому что это совершенно разные вещи, это разные профессии. Точно также, как многие артисты уходят на радио.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Голос ничего. Мы можем взять писать рекламные заставки. [img src=/gif/sm/sm10.gif]
Д.СТРАХОВ: Я, кстати, довольно часто озвучиваю на "Фокус-фильме", поэтому немного знаю и эту профессию.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Даниил, а это первая большая театральная роль?
Д.СТРАХОВ: Я бы не сказал. Я работал на 4 театральных площадках. Я сыграл Николая Павловича Аблеухова в спектакле "Петербург" по роману Андрея Белого в Театре Гоголя.
А.ЖИТИНКИН: Кстати, как узнали Страхова? Когда-то премию СТД за дебют получил именно Страхов, сыграв, действительно, очень хорошо в спектакле по Андрею Белому "Петербург". Потом он очень долго играл Шекспира и в Театре Моссовета "Двенадцатую ночь", Себастьяна, и в "Венецианском купце" у меня. И обязательно надо сказать о Чехове.
Д.СТРАХОВ: Я сыграл Платонова в спектакле "Безотцовщина" на театральной площадке Учебного театра ГИТИСа. Это моя последняя работа. И я бы не сказал, что это был лакей номер раз, лакей номер два и лакей номер три.
А.ЖИТИНКИН: Я, например, люблю провоцировать, провокативный театр - для меня святое. И у нас был один странный проект, где Даниил Страхов, на мой взгляд, очень любопытно играл Чикатило. Это серийный убийца. Был такой проект "Вышка Чикатило". Это фестивальный проект, мы его играли очень долго в Париже. Это был моноспектакль, а выдержать час этого спектакля - безумное напряжение. Самое ужасное, что Чикатило действительно был учителем русского языка и литературы. Он читал Пушкина, пел романсы, цитировал Пастернака. Потом у него очень стройная философия там и Ницше, и все, что хотите. И это Страхов сыграл. В общем-то, Чикатило был не шизофреником, почему так страшно. Но мы как-то отвлеклись от Оскара Уайльда.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А, между прочим, в Дориане Грее что-то есть от Чикатило.
Д.СТРАХОВ: Для меня существует некая внутренняя домашняя мистика ролей, и роли Николая Павловича Аблеухова, Платонова и Дориана Грея во многом перекликаются. Между ними каким-то странным образом втиснулся и маньяк Чикатило. Я очень долго хотел сыграть маньяка вообще и говорил об этом на каждом шагу.
А.ЖИТИНКИН: В нашей жизни все притягивается. Я могу сказать одно. Мы сейчас очень активно репетируем, для нас это ответственный шаг. Ведь этот спектакль не шел более полувека. Правда, может быть, вы помните телевариант с Яковлевым, который играл Лорда Генри? Но это был именно телевариант. Там были актеры разных театров. Например, Лазарев-старший играл Бэйзела и так далее. Поэтому на нас лежит ответственность. Сейчас этот роман стал безумно актуален. Меняется режим, меняется социальная структура, но не меняется то, что всегда есть в природе человека. Всегда есть какая-то странная жизнь. И этот спектакль как некое тревожное предупреждение, чтобы мы не обманывались. Зачастую зло бывает безумно обаятельным.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Андрей, что может знать про это молодой человек?
Д.СТРАХОВ: Это свой опыт, свои представления.
А.ЖИТИНКИН: В спектакле будет много эротики, много провокационных вещей, и это правильно. Более того, мы не хотим играть весь роман. У нас есть основная коллизия.
М.БАГДАСАРЯН: А кто резал?
А.ЖИТИНКИН: Поскольку я сам делал версии и "Милого друга" в Театре Моссовета, и "Признания авантюриста" в Табакерке, и "Психа" в Табакерке, где замечательно играет Сережа Безруков Я вам могу сказать так. Олег Павлович Табаков приглашал лауреатов "Букера", и "Антибукера", чтобы они написали инсценировку. Но пока они напишут, пока мы ему расскажем, пока он въедет в понятие, что такое театр, пройдет уйма времени. Мы уже выпустили спектакль. Поэтому Табаков махнул рукой и сказал: "Ладно, Андрей, у вас вокруг всегда такая живая компания. Один Безруков чего стоит". Он у меня в программках всегда значится как ассистент режиссера. И не надо нам никаких "Антибукеров", потому что театр это очень живая вещь. Что-то актеру попадает в сердце, а что-то не попадает. Вот и все.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы говорили о том, что вы искали себе новых актеров, отсмотрели дипломные спектакли 16 высших учебных заведений, и ноль, зеро. Почему, Олег? Что Вас не устраивает в Ваших будущих коллегах?
О.ВАВИЛОВ: Жизнь складывается трудно, и не все удается сразу. Не взяли никого, потому что это позиция нашего нового главного режиссера.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Как же, он же велел отсмотреть и набрать?
Д.СТРАХОВ: Происки Страхова.
О.ВАВИЛОВ: Кстати, Андрей пришел со своей программой, он смотрел на конкретные роли.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Но вы не взяли никого даже на второго лакея?
А.ЖИТИНКИН: А это была наша позиция на лакеев не брать. Вы правильно говорите, в засол брать - непопулярные вещи. Пусть он лучше снимается, пусть работает в других театрах мы за ним смотрим. Понимаете, простое губительно для актера. Если я ему не могу сказать: "Завтра ты приходишь в 11 часов и репетируешь вот это", зачем я тогда его буду брать. Это абсолютно неразумно. Сейчас огромные труппы в академических метрополиях по 150 человек, и из них реально работает 40-45, как у Табакова, например. Вот Табаков взял и упразднил худсовет я же не считаю, что это популярно. В Театре на Малой Бронной есть коллегия. Это все наши народные и заслуженные артисты. И они дали мне карт-бланш, когда мы обсуждали наш репертуарный портфель. Тогда они меня, собственно, и соблазнили прийти в театр.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А теперь подробнее о репертуарном портфеле. Я начну с некоторых ваших спектаклей, которыми вы закрывали прошлый сезон. "Огниво" - детский мюзикл. Что это такое, и почему вдруг "Огниво"?
А.ЖИТИНКИН: Я очень рад, что этот мюзикл получился, и мне приятно, что это наша молодежь. Это говорит о здоровье коллектива. Поют, кстати, сами, сами танцуют. Это тот мюзикл, который могут смотреть и взрослые, и дети.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Олег, а почему Вы там не заняты?
О.ВАВИЛОВ: Наверное, свои сказки я уже отработал.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вы считаете, что это полигон для молодых?
О.ВАВИЛОВ: Вы знаете, я за них очень рад, потому что сложился такой хороший ансамбль. Я пришел к ребятам за кулисы и сказал: "Я вас поздравляю, потому что у вас есть ансамбль, и есть, на что с удовольствием смотреть и слушать".
А.ВЕНЕДИКТОВ: То есть, Вы считаете, что это получилось, что это не проходной спектакль?
О.ВАВИЛОВ: Да, и я думаю, что это еще раз проверится на зрителях.
А.ЖИТИНКИН: Да, у нас даже на афишах написано, что это мюзикл для детей и взрослых. Тем более что для нас это объективная необходимость, поскольку наша сказка "Золушка" в постановке Льва Константиновича Дурова уже побила рекорд "Принцессы Турандот". Мы этот спектакль сыграли больше 2 тысяч раз, спектакль идет 18 лет.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кусок из интервью: "Поскольку на сцене намечается много эротики, для местных героев-любовников в ближайшее время открывается тренажер, душевая, а для дам уже установлены балетные станки".
А.ЖИТИНКИН: Я заметил, что, если раз в неделю нет какого-то тренинга, меняется осанка у актеров. Москвичи ведь, как правило, не очень здоровые люди в плане экологии, и поэтому абсолютно спортивные вещи нужны.
А.ВЕНЕДИКТОВ: А в "Огниве" есть эротика?
А.ЖИТИНКИН: Это не моя постановка, но там есть интересные любовные сцены. Там есть герои, антигерои, там вообще роковые страсти. Дети, кстати, все понимают. Они смеются, они сопереживают, ненавидят злодеев и бросают в них фантики. То есть, принимают замечательно.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Теперь я бы хотел поговорить о спектакле, в котором играет Олег, о спектакле, который получил медаль Нижинского. Что это за спектакль?
А.ЖИТИНКИН: Это спектакль "Нижинский - сумасшедший божий клоун". Он идет на 100-процентных аншлагах. Это было мое первое знакомство с труппой Театра на Малой Бронной. Там играют все актеры Эфроса. Главную роль играет Саша Домогаров. Олег Михайлович играет Дягилева. С этим спектаклем мы уже объездили много городов.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Олег, а танцевать приходится?
О.ВАВИЛОВ: Я бы с удовольствием танцевал и пел, но нет, я не танцую.
А.ЖИТИНКИН: Я думаю, что мы действительно правильно вспомнили о Нижинском, потому что это была принципиально новая тенденция в театре. И мне приятно, что спектакль на высочайшем уровне. Плюс, это тот период у Нижинского, когда он уже лежал в психиатрической клинике. Он танцевать не мог, у него распухли ноги. Было принципиально, что в спектакле о балете совершенно нет балета. Но зато мы сумели ухватить поток сознания этого странного гения. Ни один балет не смог бы сыграть то, что творится у Нижинского внутри. Я видел много балетных спектаклей, посвященных Нижинскому, но это совершенно не приоткрывало завесу над тайной его жизни. А в нашем спектакле тайна его жизни есть. Я думаю, мы продолжаем линию странных героев драматургии, искусства.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, один из слушателей задал вопрос Даниилу: "Не боитесь ли Вы, играя маньяков, сами втянуться?"
Д.СТРАХОВ: Это вопрос человека, который, по всей видимости, занимается явно чем-то другим, нежели все собравшиеся здесь. Безусловно, роль накладывает отпечаток на актера, и часто бывают просто трагические случаи.
М.БАГДАСАРЯН: И в этом смысле роль Дориана Грея может быть показательной.
Д.СТРАХОВ: Если вспомнить про того же самого маньяка Чикатило, спектакль сделан с употреблением ненормативной лексики. Я в течение 2 месяцев ругался матом дома, на работе, и никак не мог отклеить эту лексику. Поэтому для меня работа в этом спектакле была, безусловно, тяжелым испытанием, но это не означает, что я пошел в метро со столовым ножом и в толпе кого-нибудь пырнул в брюхо. А что касается Дориана Грея, такие роли, которые балансируют на грани между сумасшествием и реальностью, безусловно, требуют от актера очень серьезных психических затрат.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Когда литературоведы внимательно обследовали это произведение, выявили, что у Дориана Грея был типичный случай шизофрении. Раздвоение сознания. По их версии, на самом деле, Уайльд имел в виду, что все это ему только казалось.
А.ЖИТИНКИН: Мы, наверное, сейчас запугали наших слушателей, но, тем не менее, 1 и 2 сентября вы увидите очень красивый спектакль. Я не могу не сказать о моем постоянном спутнике Андрее Шарове. Это наш известный кутюрье, и по опросам в этом году он стал лучшим дизайнером России. Так вот он сделал не только сценографию, но и суперсовременные костюмы.
М.БАГДАСАРЯН: А музыку кто делает? Вопрос мой неслучайный. Известно, что Житинкин иногда увлекается составлением музыкальных композиций.
А.ЖИТИНКИН: Я иногда занимаюсь тем, что делаю музыкальное оформление. Почему? Потому что опять-таки это некая экономия времени. Очень сложно иногда объяснить, чего ты хочешь с точки зрения внутренних психологических акцентов, а это невероятно помогает актерам. Поэтому и в "Нижинском" я сам делал музыкальное оформление, и в "Милом друге", и в других. Кстати, Вы правильно обратили внимание на нашу тенденцию сделана ставка на высокую литературу.
А.ВЕНЕДИКТОВ: И Вы считаете, что зритель пойдет на высокую литературу?
А.ЖИТИНКИН: Пойдет, потому что есть очень жесткая детективная интрига. И даже тинейджеры, которые, в основном, сидят за компьютером и книжек не читают, пойдут, потому что для них это абсолютный детектив.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Вопрос почти к тинейджеру. Когда Вы в первый раз прочитали Уайльда "Портрет Дориана Грея"?
Д.СТРАХОВ: За месяц до начала репетиций. Поскольку я не считаю себя необразованным человеком, я не стыжусь, что я какие-то произведения не читал.
О.ВАВИЛОВ: Я тоже признаюсь. Я читал эту книгу очень давно, но сейчас я перечитываю ее заново. Я свежим взглядом смотрю на это и убеждаюсь, что между Оскаром Уайльдом и Львом Николаевичем Толстым много общего. Литературные критики говорили, что это индивидуальности, которые получают истинное наслаждение, касаясь опасных тем.
А.ЖИТИНКИН: Я вернусь к нашим планам. Первый мой спектакль в качестве режиссера в Театре на Малой Бронной это "Портрет Дориана Грея", потому что это и угаданное время, и забытое грандиозное название. А дальше, в ноябре уже будет совсем непонятная премьера, потому что она неизвестна. Мы впервые в России ставим спектакль по Франку Ведекинду, австрийскому философу и писателю, "Лулу". Это история знаменитой куртизанки. Есть замечательная опера "Лулу", все мы знаем это название, но что там, никто не знает. Я счастлив, что мы взяли эту историю, это действительно высокая литература со своей философией. И это тоже детективный сюжет. Я уже не говорю, что в финале (только Страхову эту роль не дадим) она погибает от руки некоего маньяка Джека. Потом выясняется, что это знаменитый Джек Потрошитель. Потом у нас в театре в декабре праздник, мы всех приглашаем. 23 декабря исполняется 70 лет нашему мастеру - народному артисту Советского Союза Льву Константиновичу Дурову. Мне приятно, что Дуров в день своего юбилея хочет получать не просто подарки. Самый главный для него подарок - новый спектакль. Это блистательная комедия, кстати, тоже забытая, Фридриха Дюренматта "Метеор". Там умирает лауреат Нобелевской премии, вернее, он инсценирует собственные похороны для того, чтобы проверить свое окружение. Такой тест на человечность. И поверьте, он делает столько открытий! Это очень современная пьеса с классической мистификацией. Я думаю, это то, что доктор прописал Дурову, потому что он блестящий комедийный жанровый актер. И я думаю, что мы окончательно потрясем нашу публику, сказав, что закроем мы сезон большим спектаклем "Анна Каренина".
М.БАГДАСАРЯН: А правда ли, что Каренина будет играть Козаков?
О.ВАВИЛОВ: Ален Делон.
А.ЖИТИНКИН: У нас очень странная в этом отношении история. Действительно, в русской версии Каренина очень хотел сыграть Михаил Михайлович Козаков, которого я нежно люблю и который, на мой взгляд, играет уникально Шейлока в спектакле "Венецианский купец". А с Делоном все элементарно, как дважды два. На нас вышел его агент, который возьмет кассету уже готового спектакля. И если спектакль ему понравится, Делон, который очень любит Толстого, сыграет в нем. Конечно, на французском, потому что все дворяне, как вы знаете, говорили на французском. Вообще мне очень нравится тенденция мировых звезд возвращаться в театр. В театр вернулся Бельмондо, вернулся Депардье, на Бродвее сейчас играет Аль Пачино. Кстати, играет он спившегося алкоголика. Он в совершенно непотребном виде сидит весь спектакль, но это нужно. Как правильно сказал наш молодой актер, восходящая звезда Даниил Страхов, театр это то, что подпитывает актера. Театр это лаборатория, это наша профессия, это наша кухня. Поэтому понятно, что для того, чтобы сбросить какие-то штампы, подчистить перышки, даже мировые звезды возвращаются в театр.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Кстати, по поводу штампов. Где Толстой, там и Шекспир.
А.ЖИТИНКИН: Вы знаете, я люблю пьесы Шекспира не первого порядка. Это грандиозные пьесы! Даже известный "Ричард III" не до конца открыт в качестве фрейдистского подтекста.
С.ВЕНЕДИКТОВ: Из Петербурга Лина нам прислала сообщение: "Пьеса Ведекинда основа либретто оперы Альбана Берга "Лулу", одной из самых репертуарных в 20 веке. Так что сюжет хорошо известен".
А.ЖИТИНКИН: Совершенно согласен. Кстати, Юрий Петрович Любимов хотел поставить "Лулу" в Большом театре, и он даже договорился с Рождественским. Правда, сейчас Рождественский ушел из Большого театра. Но, поскольку это опера, для нас это не конкурент. Это очень хороший фон для промоушна. "Лулу" для нашего зрителя, как "Лолита" на Западе. Я даже могу поспорить, кого знают больше на Западе "Лулу" или "Лолиту". Скорее, "Лулу".
А.ВЕНЕДИКТОВ: У меня вопрос к Даниилу. Вы актер другого театра.
Д.СТРАХОВ: Я не актер другого театра, я актер театральной Москвы.
А.ЖИТИНКИН: Вы знаете, мы Даниила пригласили на Бронную, и я рад, что он согласился.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Даниил, что для Вас 6 спектаклей в месяц?
Д.СТРАХОВ: Это серьезная работа. 6 спектаклей "Дориана Грея", плюс 2 спектакля в Театре Гоголя "Петербург", плюс 2 Платонова это серьезная нагрузка.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Говорят, много актеров без работы, а я гляжу, что Вас загружают сильно.
Д.СТРАХОВ: И слава Богу. Я год сидел без работы, и знаю, что это такое. Сейчас, слава Богу, пошла волна и кино, и театр.
А.ЖИТИНКИН: Вы знаете знаменитую восточную притчу про белого барана, которого надо вовремя успеть схватить за клок шерсти. Это говорит о готовности актера. Можно действительно год сидеть и ждать баранов, но потом они побегут со скоростью один в секунду. Поэтому надо успеть схватить роль, успеть отодвинуть конкурентов. Когда человек раскручивается, одно цепляется за другое и в кино, и на телевидении, и в театре. Мы знаем очень много примеров. Мне очень приятно, что в Театре на Малой Бронной появляются очень популярные актеры, но Олег Михайлович Вавилова не даст соврать - мы никого не убираем из труппы. У нас труппа 40 человек, и все нужны. И если говорить о том, что мы не взяли новых актеров, - мы их не взяли для того, чтобы все, кто у нас есть, имели работу. Потому что актеры без работы начинают делать много глупостей и вообще сходят с ума.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Спасибо большое. Я призываю наших слушателей сходить посмотреть 1-2 сентября "Портрет Дориана Грея", посмотреть "Огниво", потому что в Москве детских спектаклей очень мало, и, конечно, посмотреть "Нижинского". Мы не поговорили о спектакле "Король, дама, валет".
А.ЖИТИНКИН: "Король, дама, валет" - последняя большая премьера прошлого сезона. Это спектакль по Набокову. И я должен сказать, что там Олег Михайлович Вавилов играет очень неожиданно. Он играет странную для себя роль. Это не герой, но он очень обаятельный. У него своя жизнь, и даже я до конца не понимаю, где мне Олег Михайлович морочит голову.
О.ВАВИЛОВ: Вы знаете, это какая-то интуитивная вещь. Возвращаясь к Оскару Уайльду, он, наверное, тоже морочил всем голову. Я помню, когда я был в Париже на кладбище Пер-Лашез, я видел памятник ему. Этот сфинкс с длинными руками Оскара Уайльда, с его взглядом. Он вообще был символом того времени. Это перекликается с сегодняшним днем, и это будет очень интересно слушать, понимать эту философию наслаждения и говорить о красоте. Допустим, какая-то часть зрителей понимает одно, другая другое, но это хорошо. Оскар Уайльд об этом и сам говорил: "Я не стремлюсь быть популярным романистом". Это человек, который безумно любил театр и который говорил, что самое ценное в театре это слово. "Король, дама, валет". Я люблю этот спектакль, и с Набоковым у меня встреча уже не в первый раз. Он для меня очень интересен.
А.ВЕНЕДИКТОВ: Я хочу сказать, что завтра в программе "Арбатский АРС" мы предложим вам 4 билета на 8-е число на спектакль "Король, дама, валет". Всего доброго.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" были режиссер Андрей Житинкин и актеры Олег Вавилов и Даниил Страхов.
Ведущие: Алексей Венедиктов
Марина Багдасарян
Трепещите девочки: мы вам представляем совершенно новое и очень симпатичное лицо – молодой но уже вкусивший первую порцию популярности актер Даниил Страхов. В ближайшие месяцы вы можете созерцать его очаровательный образ в телесериале «Бедная Настя».
Финал еще не написан
- - Наверное, каждый наш читатель ждет от вас ответ на один вопрос: что же там дальше, в сериале, чем все закончится, кто в кого влюбится и появятся ли какие-нибудь неожиданные родственные связи?
- Не поверите, но я и сам не знаю, что там будет дальше с этой бедной Настей, да и с моим героем тоже. Главная интрига в том, что съемки идут параллельно кинопоказу, и одновременно же пишется сценарий. По секрету могу сказать, что в какой-то момент всплывут некие отношения между моим героем и матерью Насти… все происходит в режиме нон-стоп, и пока мы с вами разговариваем рядом идет озвучка уже отснятого материала.
- - Вы все время в работе, жалуетесь, что спите по три часа в сутки – нет желания притормозить?
- Я еще помню период, когда сидел без работы, без денег и без надежд и вообще хотел бросить профессию, заняться чем-нибудь другим. Я два года ждал, когда зазвонит телефон, и меня куда-нибудь пригласят – это самое страшное для актера. Так что сегодняшняя востребованность меня только радует.
- - Ваши персонажи нельзя назвать положительными, хоть внешне вы довольно обаятельный. Как получилось, что режиссеры видят в вас этаких хищников?
- Дело не во мне и даже не в режиссерах, а в том какой типаж героя-любовника сегодня востребован. С теми данными, которые у меня есть, мне надо играть либо «Алые паруса», которые сейчас не снимают, либо героев, за внешне красивой оболочкой которых скрывается некая проблема, то есть не откровенных мерзавцев, но и не совсем положительных.
Манифест голубой партии
- - Калигула, Чикатило, которых вы играете на сцене, по-вашему, не совсем мерзавцы? Что могло руководить Житинкиным, когда он предлагал этих персонажей вам?
- Чикатило – это была моя первая роль с Андреем Альбертовичем. Честно говоря, я был поражен этим предложением, у меня просто волосы встали дыбом – это часовой монолог маньяка, перед смертной казнью, построенный на ненормативной лексике, с которым он обращается к зрителям. Житинкин на эту роль выбрал, скажем так, не урода чтобы показать контраст между привлекательной внешностью и душевным уродством. Это был фестивальный спектакль, проект андеграундного толка, эксперимент, никто не рисковал: получилось – хорошо, не получилось бы – не страшно. Я вам скажу одно – играя этот спектакль я не получил удовольствия, поскольку сама эта роль совершенно антихудожественна и античеловечна, это было довольно серьезное испытание для меня – не очень то приятно в течение часа материться со сцены. Но я играю не только таких тяжелых персонажей, просто о них в силу их скандальности больше пишут.
- - Ваш герой из спектакля «Портрет Дориана Грея» чуть ли ни гей – это очередной творческий эксперимент над собой?
- Откуда вы взяли, что Дориан – гей?
- - Рецензоры писали, что именно в этом направлении Житинкин повернул фабулу двойных стандартов пресытившейся аристократии.
- Это какой-то флер от той скандальности, которой любит себя окутывать Андрей Житинкин. Оскар Уайльд не писал манифест голубой партии. Не знаю, как остальные, но я этот спектакль играл абсолютно про другое – совершенно точно, я не соглашался и никогда не согласился бы играть гея.
- - Ваши герои как-то на вас влияют?
- Да, и не всегда лучшим образом. После Чикатило я два месяца нехорошо выражался, а в какой-то момент даже поймал себя на мысли, что останавливаюсь взглядом на маленьких девочках. Таких людей играть опасно.
Разбивая сердца
- - Поклонницы уже сколотили свою гвардию? Как себя проявляют? Мешают ли спокойной жизни или наоборот, помогают?
- Вообще, слово поклонницы имеет какое-то странное, негативное значение, когда его произносишь, то всегда на нем спотыкаешься. Я боюсь сглазить, но людей, которые ходят на мои спектакли очень сложно так назвать, потому что это очень разумные и образованные люди. Я им благодарен и искренне удивляюсь, что их заставляет по несколько раз смотреть одну пьесу. Я надеюсь никаких дурацких скандальностей с их стороны не будет. Мне очень приятно, когда мне дарят подарки, особенно необычные… Одна художница подарила мне картину, на которой изображен юноша и девушка, выполненную в очень странной технике – не знаю, к чему это…
- - Может быть к переменам в личной жизни. Кстати, вы уже нашли свою спутницу?
- Да, ее зовут Маша, она тоже актриса, вместе мы уже пять лет.
- - Только что вы разбили сердца своих поклонниц. Наверное, это студенческий роман?
- Можно так сказать. Сейчас мы вместе играем в спектакле «Безотцовщина» по Чехову, за который я, кстати в прошлом году получил премию на международном фестивале театральных школ в Варшаве.
- - Говорят, актерским семьям трудно избежать напряженности, связанной с профессиональной ревностью.
- Мы терпим: вместе переживаем друг за друга, радуемся, если у кого-то удача, огорчаемся, когда простой. Мы вместе не один год – не всегда было так, что у меня ни одного выходного, что я дома появляюсь нечасто, что мы видимся мельком, можно сказать, во сне… Это неизбежно, к этому надо привыкнуть и ценить каждое мгновение, когда ты рядом с любимым человеком.
- - Нередки случаи, когда более удачливый в карьере супруг, тот, кто уже стал звездой протежирует свою половину, ставит условие режиссеру: буду сниматься, если дашь роль моей жене. К вам такие мысли еще не приходили?
- Во-первых я не считаю себя звездой, постольку поскольку я таковой не являюсь. Что касается протежирования, или другими словами, помощи – я этого не делаю, потому что, во-первых, мне не удобно, а потом, я знаю, что моя жена гораздо более талантливый человек, чем я.
- - Чем вы готовы пожертвовать ради карьеры?
- Не знаю, но только не любимым человеком.
- - В таком случае, готовы ли вы ради любимого совершить подлость или предательство по отношению к малознакомому человеку?
- Представляю, как вы были бы удивлены, если бы я вам ответил ДА. Я не знаю, я не попадал в такие ситуации, когда пришлось бы совершать подлость ради блага любимого человека, надеюсь, что судьба меня избавит от такого выбора. Если все действительно настолько серьезно, что от моего выбора зависела бы судьба, то Бог его знает, как бы я поступил, не знаю. Любой ответ сейчас будет некой попыткой сумничать, не думаю, что попыткой удачной, и скорее всего нечестной.
Небогатая биография
- - Вы можете себя охарактеризовать в нескольких словах?
- Боюсь, что нет. Я еще недостаточно себя знаю… Мы все себя не знаем, и наша жизнь состоит из бесконечного узнавания себя. Как только человеку кажется, что он сам себя знает, как только ты в чем то начинаешь быть уверенным, то жизнь тут же представляет тебе случай в этом разубедиться. Поэтому я бы не стал так рисковать – давать себе законченные характеристики.
- - Вашим поклонникам будет интересно знать, откуда вы, кто ваши родители, что происходило в вашей жизни до сегодняшнего дня.
- Я родился в Москве, мама – психотерапевт, папа – филолог-лингвист. Есть еще младшая сестра. О профессии актера никогда и не помышлял, собирался стать юристом. Уже в выпускном классе неожиданно появилась безумная идея поступать в театральный. Все были ошарашены, но никто не отговаривал, потому что у меня такой характер, что это делать просто бесполезно.
- - Романтику первой любви вы намеренно опустили?
- Если хотите… Когда я еще учился в школе, то ради спасения чести девушки однажды спускался на связанных простынях с третьего этажа. Я был у нее в гостях и не услышал возвращения родителей… После школы я в первый же год поступил в школу-студию МХАТ, но через год перешел в Щукинское училище – Евгений Рубенович Симонов хотел, чтобы я учился у него на курсе. К сожалению, когда я перевелся, его уже не было на свете, но тем не менее, я решил, что так будет лучше. Дальше театр, кино, собственно, у меня еще не богатая биография.
- - Вы не упомянули рекламу, если память не обманывает несколько лет назад шли какие-то ролики с вашим участием?
- Да-ну, давайте не будем об этом писать, это было давно.
- - Хорошо. Накануне нового года хотелось бы услышать о том, как вы предпочитаете отмечать этот праздник?
- Так получилось, что, что все мои новогодние празднества проходили в покойной семейной обстановке, ни разу не случалось, чтобы 31-го января я оказывался вдали от дома. Никаким экстримом порадовать вас я не могу – я не застревал в машине посреди леса, не лежал под убитым мною кабаном и даже в самолете или поезде не оказывался в новогоднюю ночь – все еще впереди! А всем читателям хочу пожелать побольше радостей и мира в семье. И не уходить на две недели в запой, вместе со всей страной.
Катерина РОМАНЕНКОВА, Татьяна АЛЕКСЕЕВА
декабрь 2003 год.
Роли в театре, кино, TB
Реклама:
«Nescafe»
«Wrigley"s» Сериалы:
«Пятый угол»
«Маросейка, 12. Ставок больше нет»
«Сыщики»
«Бригада»
«Виллисы»
«Женская логика - 2»
«Главные роли»
«Лучший город земли»
«Евлампия Романова»
«Всегда говори всегда» Сейчас:
«Бедная Настя»
«Дети Арбата»
«Звездочет» Кино:
«Карьера Артуро Уи. Новая версия» (реж. Борис Бланк, 1996г.)
«Северное сияние» (реж. Андрей Разенков, 2001г.) Театр:
«Петербург», Андрей Белый (т-р им. Гоголя, реж. Сергей Голомазов 1998г.)
«Двенадцатая ночь», Шекспир (т-р им. Моссовета, реж. Марк Вайль, 1999г.)
«Венецианский купец», Шекспир (т-р им. Моссовета, реж. Андрей Житинкин, 1999г.)
«Вышка Чикатило», Михаил Волохов (Международный проект, Музей Маяковского, реж. Андрей Житинкин, 2000г.)
«Безотцовщина (Платонов)», Антон Чехов (уч. театр ГИТИС, реж Сергей Голомазов, 2001г.)
«Портрет Дориана Грея», Оскар Уайльд (т-р на Малой Бронной, реж. Андрей Житинкин, 2001г.)
«Театр-убийца», Том Стоппард (т-р под рук. Армена Джигарханяна, реж. Сергей Голомазов, 2001г.)
«Калигула», Альбер Камю (т-р на Малой Бронной, реж. Андрей Житинкин, 2002г.)
Две стороны Луны. Часть1. Корфомания. Даниил СТРАХОВ
Обилие критических стрел, вонзившихся в телевизионные мыльные оперы, подсчету не подлежит... Бедная Настя не стала исключением. Только ленивый не "прошелся" по далеким от совершенства диалогам многочисленных героев, затянутой интриге, однообразному интерьеру, очень уж современному облику персонажей, запутанному сюжету... Впрочем, похоже, что зритель давно смирился со всеми просчетами создателей "великой истории" - рейтинги "Бедной Насти" растут как на дрожжах, а главные герои фильма - барон Владимир Корф (Даниил Страхов) и князь Михаил Репнин (Петр КРАСИЛОВ), не похожие друг на друга, как темная и светлая стороны Луны, стали новыми кумирами. Мы решили познакомиться поближе с актерами, воплотившими на экране "звездные" персонажи...
КОРФОМАНИЯ
Даниил Страхов - ныне нарасхват... Теперь трудно даже представить, что в жизни Даниила был период, когда он два года сидел без работы... Впрочем, удача все же улыбнулась - актера заметили театральные режиссеры: сначала Сергей Голомазов, затем - Андрей Житинкин, и Даниил заявил о себе: получил премию "Московские дебюты" (спектакль "Петербург"), приз за лучшее исполнение главной мужской роли на фестивале театральных школ в Варшаве (постановка "Безотцовщина"), был номинирован на "Чайку" как "Роковой мужчина" (роль Дориана Грея). Потом началась работа в сериалах, где Даниил с завидным постоянством играл роли неудачников и злодеев (кстати, в театре Страхову тоже "досталось" - он воплотил на сцене и кровожадного Калигулу, и убийцу-маньяка Чикатило, и циничного Дориана Грея)... И вот - непреклонный, благородный, но жесткий и неоднозначный барон Корф... Буквально после первых серий "Бедной Насти" женская аудитория начала страдать "корфоманией"... Страхов - Корф завладел сердцами не только молоденьких, падких на эффектную внешность девушек, но и зрелых, понимающих толк в мужском обаянии женщин. Мы встретились с Даниилом Страховым перед началом очередного съемочного дня. Он признался, что чувствует себя неважно, шутка ли - всю ночь, до восьми утра, снимался "на натуре" и поспать удалось всего пять часов... К тому же параллельно с "Бедной Настей" актер занят в многосерийных проектах "Дети Арбата" и "Звездочет" (в последнем Страхов предстанет в образе разведчика).
- Даниил, вы теперь просто нарасхват... Скажите, в такой ситуации одаренность актера не становится для него "крестом", который приходится нести?
- Быть востребованным - счастье. Конечно, хочется иногда, чтобы меня притормозили, потому что в таком режиме невозможно постоянно работать. Но это все же лучше, чем сидеть без дела и думать: "Господи, когда же меня куда-нибудь возьмут?" Счастье - мечтать о выходном дне... Поэтому сейчас сам себе завидую...
- А как вы пережили безработицу? Знаю, даже думали бросить актерскую профессию. Кстати, вы в студенческие годы подрабатывали официантом в ресторане, располагавшемся в Щукинском училище...
- Я переждал сложный период. Заняться чем-то другим не смог. То ли потому, что ничего другого не умею, то ли потому, что в глубине души не хотел этого.
- Когда вы почувствовали себя взрослым человеком, способным отвечать за свои поступки?
- Наверное, несколько лет назад. Хотя понятие взрослости неизвестно в какой области лежит - субъективного или объективного... Человек может ощущать себя таковым, а со стороны выглядеть совершенным ребенком, и наоборот. Так случается сплошь и рядом. Сразу почему-то вспоминается Маленький принц... Может быть, зрелый человек тот, кто способен сохранять в себе детскость и непосредственность восприятия жизни и не бояться этого? Что касается меня - несмотря на то что, учась в театральном училище, читал философские труды Кьеркегора и Бердяева, был абсолютным ребенком. Я поступил в школу-студию МХАТа сразу после окончания школы, и у меня не было никакого жизненного опыта. До сих пор до конца взрослым человеком не являюсь, хотя всячески стараюсь им быть или казаться. Двадцать восемь лет - это только двадцать восемь. Не больше и не меньше...
- То есть вы бываете и наивным, и доверчивым?
- Как любой человек, живущий в мегаполисе и много общающийся с людьми, надеваю на себя какие-то маски. Это естественно. Видимо, в чем-то остаюсь и наивным, но, с другой стороны, на мякине меня не проведешь.
- Есть роль, которую вы считаете особенно удавшейся?
- Если говорить честно, момент, когда у актера начинает что-то получаться, - опасный. Ему может показаться, что он умеет все, что пришел его звездный час. А на самом деле то, что удалось однажды, не обязательно повторится. Ведь актер не работает с железом. Он использует свои психофизические данные. А человеческий организм непредсказуем. Поэтому благодарен судьбе за то, что она не давала мне повода занестись, ощутить себя всемогущим... Я до сих пор, как на качелях: удача - промах... Поэтому тот интерес, который ко мне проявляет зритель и журналисты, не означает, что со мной все в полном порядке, что могу успокоиться и почивать на лаврах... Впереди, дай Бог, еще большой, длинный путь, и многое нужно преодолеть...
- Но есть же любимые роли?
- Их две: Николая Аблеухова из "Петербурга" Андрея Белого и Платонова из "Безотцовщины" Чехова... "Петербург" - мой первый спектакль после окончания Щукинского училища (я перевелся в него после первого курса школы-студии МХАТ). Мы до сих пор играем его, хотя "Петербургу" уже лет шесть... "Безотцовщина" - в прошлом студенческий спектакль - идет в театре ГИТИСа. Очень хочется, чтобы эта постановка жила, несмотря на то что все актеры разбежались по разным театрам, и собираться вместе все сложнее... Если говорить о кино, то была масса сериалов - "Бригада", "Лучший город земли", "Пятый угол", "Евлампия Романова"... Но говорить о результативной работе рано, потому как все эти роли не являлись серьезной заявкой.
- Даниил, Сергей Довлатов как-то сказал, что литератору нужно "или писать, или жить"... Если эту мысль применить к вашей деятельности, то выходит - либо играть, либо жить?
- Для меня профессия - смысл жизни, но я не воспринимаю эти понятия антагонистически. Они в единой связке. Свою работу, как это ни высокопарно прозвучит, рассматриваю как некий способ самосовершенствования. Чем гармоничнее человек, тем лучшим артистом является. Чем полнее знаешь себя - душу, эмоции - тем меньше обманываешься по собственному поводу и легче собой управляешь.
- Жена - актриса?
- Так и есть. Ее зовут Маша Леонова. Она работает в Центре Высоцкого и скоро будет сниматься в картине "Один из многих". Мы давно знакомы - еще со Щукинского училища. Я влюбился в нее с первого взгляда. Никогда не верил, что подобное может быть, но со мной именно так и случилось. Я живу с любимой женщиной и, соответственно, счастлив.
- У вас есть друзья, с которыми не страшно отправиться в разведку?
- Слава Богу, есть. Они не связаны с профессией. Это друзья детства. От людей зависит, сохранят ли они то, что их удерживает рядом. С моей точки зрения, дружить не трудно. Приятно.
- Вы умеете прощать друзей, скажем, предавших вас?
- Не склонен... Чем человек ближе, тем сложнее пережить его предательство... Но если говорить глобально, то в какой-то момент понимаешь, что дружишь с человеком не потому, что он хороший, веселый, умный, а потому, что многое с ним связывает, у вас за спиной некий путь, пройденный вместе, и вы говорите на одном языке.
- Насколько вы эгоистичны?
- Я эгоцентричен, но не эгоист. Мои близкие поддерживают меня. Я женат, у меня есть мама, папа, сестра Лиза, бабушка, дедушка... Я их люблю и стараюсь о них заботиться.
- Насколько вы внутренне свободны?
- Очень философский вопрос. На него многие философы пытались ответить на протяжении всей жизни и много раз меняли свою точку зрения. Поэтому ответа нет, но знаю, что стремиться быть свободным надо...
- Даниил, вы умеете играть с детьми?
- Начались женские вопросы? Временами это получалось, но поскольку постоянно такой практики у меня нет... Я хочу иметь детей. Ответственность меня не пугает...
- Хорошо, вот вам мужской вопрос: любите ли вы футбол?
- С удовольствием смотрю футбольные матчи, хотя не специалист в этой области. Если любимая команда - болею за "Локомотив" - проиграет, не стану рвать на себе волосы и рыдать в подушку. Я не очень спортивный человек. По утрам не бегаю, курю, хотя стараюсь следить за собой и поменьше есть продуктов с химическими добавками.
- Если появляется свободное время, как его используете?
- Один день - лежу на диване. Неделя - еду на дачу. Две - по возможности отправляюсь в какую-то теплую страну. Я бывал во многих красивых местах, но особенно мне понравилась Испания. Поразила Барселона. Испанцы - очень открытые. В них нет французского снобизма, американского пуританства. Они просты, доброжелательны, готовы пойти навстречу, и в этом их глубина... В Испании мне хорошо.
- Что вы вкладываете в понятие "жить на полную катушку"?
- Скорее всего, умение радоваться жизни. Какой бы она ни была. Не надо портить ее бессмысленными тусовками, наркотиками и подобной белибердой, которая для кого-то, может, и ассоциируется с полноценной жизнью...
ЧТОБЫ НЕ ПОХОДИТЬ НА БАРОНА КОРФА, СТРАХОВ ОТРАСТИЛ БОРОДУ И ВСТАВИЛ СЕРЬГУ
"Позолотить" зуб и побриться наголо — не разрешили
Светлана ПЕШЕХОНОВА "Сегодня"
Создатели "Бедной Насти" вновь взялись за романтическую сказку ХIХ века, и один из самых популярных "сериальных" красавцев, Даниил Страхов, появится в новом 60-серийном телеромане "Талисман любви" (с 11 апреля — на "1+1") в весьма непривычном для зрителя образе авантюриста и путешественника Даниила Дронова. В перерывах между съемками "Голубой Огонек" пообщался с Даниилом Страховым.
— Я перед зеркалом не репетирую. Это неправильно. Когда снимаешься в подобных проектах и у тебя получается схватить своего героя "за бороду", то уже не приходится затрачивать большое количество времени, чтобы разобрать мотивы его поступков. Начинаешь быстро соображать, как сыграть тот или иной эпизод. А вот чтобы схватить его за эту "бороду", ее нужно для начала "отрастить". То есть в максимально короткие сроки сделать все, чтобы понять своего героя.
— И что собой представляет ваш персонаж?
— Даниил Дронов — удачливый авантюрист. Человек не столько сильный, сколько везучий и смекалистый. Внутренне очень подвижный. Такой Иван-дурак, который вовсе не дурак. Любитель приключений на свою голову, короче говоря.
— То есть Дронова вы уже схватили "за бороду"?
— Такого ощущения у меня пока нет. Иногда даже паникую — кажется, не получается. Но моя задача—максимум состоит еще и в том, чтобы он ничем не походил на барона Корфа из "Бедной Насти". Если я смогу доказать, что в состоянии играть другие роли, я буду счастлив. Корф, например, совершенно не был склонен к авантюрам. Он зациклен на себе и своем внутреннем мире, рефлексирующий человек, он борется со своими страстями, и система моральных ценностей для него очень важна. Дронов же получает от этой жизни удовольствие и мир для него — прежде всего аттракцион. Он — ветер, который дует себе, когда хочет и куда хочет.
— Ходят слухи, что вы даже хотели побриться наголо...
— Да. Я уже давно хотел это сделать. Тем более было бы здорово использовать лысину, чтобы даже внешне не походить на Корфа. Но лысую голову очень сложно снимать, она постоянно "бликует" и ее приходится припудривать. Поэтому мы нашли другие внешние атрибуты. Например, я отрастил бороду, вставил в ухо серьгу. Хотел еще и золотой зуб сделать. Но и тут столкнулся с противодействием...
— Тоже бликует?
— Само собой! Но, конечно, это только отговорки! На самом деле возникло опасение, что золотой зуб может убить обаяние персонажа.
— Обычно над фильмом работает один режиссер, а в "Талисмане любви" их сразу несколько: телевизионный, режиссер по актерам... Не тяжело с таким количеством начальников?
— На самом деле актер зависит не только от режиссеров, он зависит и от оператора, от звукооператора, от монтажера, который может так изменить кино, как в начале и не предполагалось. Поэтому зависимость актерской профессии надо принимать как данность.
— Вы известный сериальный актер, а вот в кино вас увидеть — большая редкость. С чем это связано?
— Просто меня туда не зовут.
— Как? Совсем?!
— Зовут, конечно, но не часто. Я не гонюсь за полным метром ради полного метра, а предлагают разное... Тем не менее, скоро выйдет фильм "Блаженная" Сергея Струсовского, в котором я сыграл одну из главных ролей. Выйдет картина "Грозовые ворота" Андрея Малюкова про чеченскую войну. Мне грех жаловаться на судьбу.
— А вы согласились бы на интересный проект за небольшие деньги?
— Любой человек должен как-то обеспечивать свою семью. Но если проект интересен — почему бы и нет. Например, некий дебютант, вчерашний студент, написал интересный сценарий, нашел небольшие деньги, что очень сложно для дебютанта, и горит идеей снять большое кино. Этот фильм, безусловно, станет для него рубиконом, пропуском в большое кино. И у меня также могут загореться глаза.
— На ваш взгляд, почему сериальная продукция сейчас пользуется таким огромным успехом?
— Потому что страна наша в упадке. Интересы, которыми наполнена человеческая жизнь, к сожалению, часто сводятся к приходу с работы и оседанию на диване перед телевизором. В нашей стране много пенсионеров, для которых сериал — отдушина в их трудной жизни. Конечно, много и других причин, не таких ужасных, как я перечислил.
– Закончился сериал «Талисман любви». Вы сами его смотрели?
– Обязательно, если не получалось – записывал. Но не для того, чтобы насладиться собой, а чтобы увидеть свои огрехи. Я самоед, и просмотр радости мне не приносит.
- Как вы относитесь к вашей всевозрастающей популярности?
– Каждый, кто идет в актерскую профессию, хочет славы. Актер не может себе позволить, как писатель писать в стол, и надеяться, что потомки его оценят.
– В Москве у вас есть любимые места?
– Обожаю гулять по Гоголевскому бульвару. Он связан со студенческими годами, рядом живут мои друзья.
– Путешествовать любите?
– Да, но получается все больше по работе. Недавно снимали в Киеве, и он меня очаровал. В отличие от Москвы абсолютно европейский город. Там, правда, трудно работать – хочется загорать, сидеть в кафешках. А вот Голливуд на поверку оказался районом, где находится несколько наших «Мосфильмов».
– Жена Мария Леонова не обижается, что вы редко бываете дома?
– Глупо было бы актрисе обижаться на то, что ее муж-актер много работает. Это огромное счастье для лицедея – быть востребованным.
– У вас с ней есть какое-нибудь общее увлечение?
– Мы так редко бываем вместе, что наше хобби – это валяние на диване и переключение каналов. Смотрим не для того, чтобы посмотреть что-то, а просто, чтобы отключиться.
– Вы довольны собственной жизнью?
– Если бы я сказал, что доволен, это было бы неправдой. Но по «гамбургскому счету» грех жаловаться.
- Сейчас я снимаюсь в сериале «Судебная колонка», думаю, это первый настоящий российский «вертикальный» сериал, который будет идти раз в неделю. Снимается проект очень лихо, по-киношному, молодыми очень талантливыми и амбициозными режиссерами: Артемом Антоновым, Алексеем Попогребским, Андреем Прошкиным... Может показаться, что в союзе главных героев - журналистки криминальных новостей и следователя по особо важным делам городской прокуратуры - нет ничего интересного, однако я надеюсь, что мы сможем вдохнуть что-то новое в эту историю. Мою возлюбленную по фильму играет замечательная питерская актриса - Оля Павловец. По сценарию мой герой-следователь постоянно вытаскивает ее из разных неприятностей, в которые она ввязывается для того, чтобы помочь людям.
В ближайшее время телеканал «Россия» будет показывать четырехсерийный художественный фильм «Любовь на острие ножа». Несмотря на странное название, это очень глубокая и серьезная история, почти чеховская. Здесь все как в хорошей драматургии: сначала зритель вместе с героями кого-то осуждает, кого-то любит или ненавидит, а потом начинает понимать, что не бывает хороших и плохих людей - бывают счастливые и несчастные. Мой герой - это современный Платонов.
Надеюсь, что летом этого года начнутся съемки полнометражного фильма «Последний вагон», где я буду исполнять одну из главных мужских ролей. Пока не могу сказать об этом ничего больше.
Я очень соскучился по театру, поэтому надеюсь, что в скором времени состоится театральный проект под режиссурой Валерия Баринова. Одну из ведущих ролей он будет исполнять сам, вторую предложил мне. Пока ведутся только переговоры, поэтому я не стану озвучивать название спектакля.
Сейчас у меня нет времени даже сходить в кино - ничего из последних фильмов я, к сожалению, не смотрел. И летом никуда не планирую ехать отдыхать, потому что я очень загружен, но я знаю, что так было и может быть не всегда, поэтому очень рад такому количеству работы.
Вот Вы слышали о фильме "Последний вагон"? А некая кинокомпания MasKa, меж тем, уже приступила к работе над этим амбициозным политическим триллером. Режиссером-постановщиком выступит дебютантка Татьяна Ховрина. Оператором-постановщиком и художественным руководителем проекта станет не кто-нибудь, а Джон Уорд, принимавший участие в создании таких известных лент, как «Робин Гуд - принц воров», «Пятый элемент», «Девятые врата», «Из ада» и др.
Сюжет фильма, хоть и грозит свалиться в кучу натыканных из разных фильмов отрывков, но в общем виде радует легким налетом оригинальности. Глава международной террористической организации планирует серию акций устрашения по всему миру. Для этого «террорист №1» лично посещает столицы разных государств и выбирает объекты для нападения. В Москве целью злоумышленников становится метрополитен. Генерал Министерства безопасности узнает об этом визите и поручает начальнику аналитического отдела определить личность террориста, которого нужно взять живым. Задача крайне сложна, поскольку никто никогда не видел «террориста №1». К нему ведет лишь одна призрачная нить - этот человек сегодня станет пассажиром последнего поезда метро. Однако, реализуя свой план, сотрудник органов государственной безопасности сталкивается с множеством проблем. Постепенно он понимает, что кто-то ведет игру против него, причем, судя по всему, это человек из самого близкого его окружения. Теперь, чтобы выжить, аналитику приходится объединить усилия со своим врагом.
Актерский состав фильма пока окончательно не определен. В настоящее время ведутся переговоры с такими исполнителями, как Егор Бероев, Александр Невский, Анна Чурина («Мужской сезон. Бархатная революция»), Максим Суханов и Анатолий Белый («Жесть»). Планируется также, что в проекте примет участие известная западная актриса, однако ее имя пока держится в секрете.
По словам создателей «Последнего вагона», при создании визуального ряда картины будут использованы элементы эстетики фильмов аниме. Съемки ленты должны начаться в марте 2007 года. Вот так вот. Ох, боюсь, что звучит это все гораздо лучше, чем будет на самом деле.
А вот интересно, Даниил будет играть Террориста №1, сотрудника Госбезопасности, или того который третий?
"Все, что они просят, это чтобы ты играл в их игру. Если ты достаточно умен, ты сообразишь, как играть в нее себе на пользу."
"Ни один человек не достоин твоих слез. А те, кто их достойны, никогда не заставят тебя плакать" (Габриэль Гарсия Маркес)
"Мир вечен за счет перемен"
"Я знаю, что если я начну подавать себя, если буду беспокоится о том, чтобы понравиться всем, то просто потеряю себя". (везучий малый из Ирландии - Колин Фаррел)
"Ох, боюсь, что звучит это все гораздо лучше, чем будет на самом деле".
Меня порадовало, что Даниил живет именно планами на будущее, еще радует, что желает вернуться в театр, т.е. именно такие планы актера, а в плане продюсерование, работа конечна хорошая, но собачья.
Sveta писал(а):Судя по анонсу, там еще должен быть "небольшой экспресс опрос"
Нет, Света это все. Просто помнится, девушка написала, что Даниил много ей рассказал, а в статью войдет всё очень кратко, поэтому я написала экспресс опрос.
Девушка, которая готовила статью, просто молодец, в максимально сжатой форме изложила все самое необходимое.
В журнале еще есть о "нашей больной теме", съемках "Братья Карамазовы".